Новый закон (54-ФЗ) «О применении контрольно-кассовой техники»

Еще прошлой весной стало известно о выходе проекта, который подразумевал изменения в использовании контрольно-кассовой техники и способе передачи сведений о продаже в налоговую инспекцию. 31 декабря 2015 года данный проект прошел общественные обсуждения и был передан в Госдуму.
В Госдуме он числится, как Законопроект № 968690-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации(о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ)».

Последняя хроника

16 июня законопроект был направлен в Совет Федерации. С 24 июня законопроект  прошел предварительное рассмотрение закона ответственным комитетом Совета Федерации.   Были сделаны соответствующие заключения о внесении изменений в текст законопроекта.

14 июня законопроект о внесении изменений в 54-ФЗ был принят Государственной Думой в третьем, заключительном чтении. До этого, 10 июля, законопроект приняли во втором чтении.

26 февраля 2016 года Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». 

А теперь подробнее о том, что из себя представляет сам проект.

Сроки введения изменений в 54-ФЗ

Таким образом мы видим, что те кто хочет, могут в тестовом режиме подключиться к проекту уже в апреле 2016 года. Для всех остальных крайним сроком подключения к проекту станет июль 2017 года. А с 1 февраля 2017 года налоговая инспекция будет ставить на учет лишь ККТ нового образца.  Мы рекомендуем задуматься о подключении заранее, чтобы 1 июля 2017 года у вас не возникло непредвиденных сложностей.

Какие изменения нас ждут в соответствии с нововведениями в 54-ФЗ?

Предстоит изменение схемы взаимодействия клиента с налоговыми органами и ЦТО. Если раньше схема выглядела так:

Т.е. магазин, который хочет установить себе ККТ должен приобрести ее у дистрибьютора этой техники, заключить договор обслуживая в ЦТО (зачастую ЦТО, также являются и дистрибьюторами техники) и поставиться на учет в налоговые органы.

Новая схема будет выглядеть приблизительно так:

Первый пункт понятен и остался прежним. Вы просто покупаете оборудование у дистрибьютора. Что идет дальше по новой схеме? Дальше вы регистрируетесь онлайн в налоговой (в соответствии с новыми поправками предусмотрена регистрация напрямую в вашем отделении налоговой инспеции) и заключаете договор на обработку фискальных данных с одним из операторов фискальных данных, кратко — ОФД.  Т.е. ваши данные о каждом пробитом чеке в электронном виде ККТ будет передавать в ОФД, где они накапливаются (и хранятся), а затем передаются в налоговую.

Подойдет ли ваша старая кассовая техника для работы в новых условиях?

Подойдет при условии, что ее поставщик выпустит специальный комплект доработки, который позволит вам заменить вашу старую ЭКЛЗ (в соответствии с новым законом она будет уже не нужна) на так называемый фискальный накопитель. В нем будут хранится в нередактируемом и, по желанию, зашифрованном виде данные о всех проведенных чеках.

Замена блока фискальной памяти осуществляется каждые 15 месяцев (сейчас – 13), а для малого бизнеса (плательщиков патента, упрощенной системы налогообложения) и сферы услуг – каждые 36 месяцев.
При этом вы обязаны обеспечивать сохранность фискальных накопителей не менее 5 лет с даты их регистрации в налоговых органах;

Какое оборудование уже подходит под закон?

На данный момент под закон уже подходит автономная касса  АТОЛ FPrint-90АК.

  • АТОЛ FPrint-90АК содержит встроенный 2G модем для онлайн передачи данных в ОФД,
  • АТОЛ FPrint-90АК может хранить до 10 000 товаров, что позволит с вступлением в силу поправок к 54-ФЗ вести полноценную базу товаров.

В начале июля также начались продажи новых фискальных регистраторов и принтеров ЕНВД маркиFPrint с интерфейсом Ethernet. Это первый шаг к доработке контрольно-кассовой техники под требования нового закона.
С интерфейсом Ethernet уже поставляются модели:

  • Фискальный регистратор Fprint-55 ПТК
  • Фискальный регистратор Fprint-22 ПТК
  • Принтер документов Fprint-55 ЕНВД
  • Принтер чеков Fprint-22 ЕНВД

Для остальных моделей FPrint будут выпускаться комплекты доработки

Электронные чеки для покупателя

В соответствии с новыми поправками, внесенными в законопроект Советом Федерации,  вы обязаны выдать покупателю кассовый чек. Если клиент предоставил вам свою электронную почту (сделать это он должен до момента расчета с вами), вы можете выслать этот чек в электронном варианту ему на почту. Это не касается магазинов, находящихся в отдаленных от сетей местностях.

Применение ККТ распространяется на плательщиков патента, ЕНВД и предприятия сферы услуг;

Применение ККТ распространяется на плательщиков патента, ЕНВД и предприятия сферы услуг; при этом сохраняет возможность выписать бланк строгой отчетности от руки, но только для видов деятельности, определенных Правительством РФ.
При этом у предприятий сферы услуг, а также лиц, применяющих патент (то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ) будет еще целый год для перехода на новый порядок –  до 1 июля 2018 года. 
Это значит, что ЕНВД и патент тоже должны начать применять контрольно-кассовую технику начиная с 1 июля 2018 года.

Кто освобожден?

По закону есть определенный перечень освобожденных от применения ККТ видов деятельности. В основном это ярмарочная торговля, торговля в киосках, торговля квасом и пивом из цистерн, продажа ценных бумаг, продажа билетов на транспорт, разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях и др. .  Полный перечень вы можете найти в п.5. статьи 2 законопроекта изменений в 54-ФЗ.

Новые полномочия налоговых органов

Теперь налоговые органы могут получат беспрепятственный доступ к фискальным данным, хранящимся на фискальном накопителе. Также они могут запросить данные о всех операциях у ОФД. Налоговые данные могут запрашивать у банков практически любую информацию о ваших денежных средствах на счетах. В внесенных изменениях СФ говориться, что данные полномочия даны налоговой для проверки соблюдения требований о применении ККТ.

А какие будут штрафы?

Штраф будет рассчитываться исходя из суммы ваших операций, осуществленных без применения ККТ.
Если подробнее:

  • На должностных лиц — от четверти до половины суммы совершенных операций, но не менее 10 тыс. руб.
  • На юридических лиц — от 3/4 до всех суммы операций, но не менее 30 тыс. руб.

Но это не единственный штраф, законопроектом предусматриваются дополнительные штрафы, при неисполнении некоторых положений закона: если вы не отправили электронный чек, при запросе покупателя, если используете ККТ, не удовлетворяющую всем требованиям законодательства, не предоставление данных об операциях по запросу налоговых органов и др.

Во сколько обойдется вам 54-ФЗ?

По предварительным данным стоимость будет какого порядка:

Снятие ККТ с учета 700 руб
Покупка комплекта модернизации ККТ 5 000 руб
Работы сервисного центра по модернизации ККТ 2 200 руб
Покупка апгрейда кассовой программы 3 000 руб
Установка кассовой программы 500 руб
Инфраструктура для обеспечения канала передачи чеков в ОФД 0 руб
Постановка ККТ на учет (с привлечением внешнего специалиста) 1 000 руб
Заключение договора с ОФД (в год с 1 ККТ.) 3 000 руб(в год)

 

Подведем итог

С 1 июля 2017 года вы обязаны:
1. Либо приобрести новую фискальную технику либо доработать старую под новые требования.
2. Зарегистрировать или перерегистрировать  ККТ в налоговой.
3. Заключить договор о обработке фискальных данных с одним из ОФД (оператором фискальных данных)
4. Обеспечивать исправную работу ККТ и передачу каждого чека в ОФД, который затем передает эти данные в налоговую.
5. Высылать клиенту чек в электронном виде или, по его требованию, выдавать бумажный.
6. Раз в 15 месяцев производить замену блока фискальной памяти.
7. Обеспечивать сохранность фискальных накопителей не менее 5 лет с даты их регистрации в налоговых органах;

И, похоже, что без системы автоматизации будет сложно соблюсти все требования закона. По этому мы рекомендуем заранее позаботиться о данном вопросе. Потому, как ближе к контрольной дате может возникнуть дефицит оборудования и ресурсов специалистов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =